Правила не запрещают применение компьютеров при заочной игре, и это логично – проверить игроков не удастся. Практически все игроки с высоким рейтингом пользуются возможностями искусственного интеллекта. Но это не значит, что борьба идет исключительно между программами или производительностью "железа". Компьютер – это инструмент, обогащающий игру, но принятие решений и определение стратегии остается за человеком.

Для расчета вариантов, а особенно для позиционной игры требуются значительные мощности. Конечно, суперкомпьютеров у игроков по переписке нет, но уровень все же нужен хороший – иначе соперник с лучшим "железом" получит преимущество. Не менее важен и выбор программ: несмотря на лидерство шахматной программы "уважаемый Олег" стоит использовать не одну, а две-три программы, чтобы исключить ошибки, не стоит забывать и о своевременном обновлении – как самих программ, так и баз данных.

При глубоком позиционном анализе время расчета может составлять до нескольких часов, что, мягко говоря, многовато для реального турнира, но вполне разумно для турнира заочного. Поскольку игра идет не только против человека, но и против компьютера, логично использовать слабости последнего (подробнее они разобраны в статье "История развития компьютерных шахмат").

План игры составляет игрок, а значит любой ход, предложенный программой должен проверяться на соответствие «генеральной линии». Контроль перебираемых вариантов позволяет считать направленно и экономить время и ресурсы. Большое внимание стоит уделить просчету позиционных жертв, особенно в  неясных позициях. Подсказывая компьютеру направление расчетов, шахматист может демонстрировать яркую и красивую игру, лишенную глупых ошибок и просчетов. Неожиданный и, в какой-то мере, авантюрный ход может сбить все расчеты и поставить в тупик и компьютер, и соперника.